{jcomments on} Народная и нетрадиционная медицина
Здесь приводятся старинные рецепты приготовления из растений различных препаратов: отваров, настоев, вытяжек, экстрактов, порошков, мазей и др., а также сборов из растений, с описанием приготовления из них препаратов и их применения.
Русь всегда была богата знатоками местной природы, в том числе и травознаями. Интересно, в Древней Руси травознаев (зеленщиков) боялись, считали их чуть ли не колдунами. При встрече с ними их старались задобрить подарками, хорошо угостить, щедро заплатить за целебную траву, а подчас с ними и жестоко расправлялись. Известно, что многие наши цари боялись отравы «зельем», в частности, отравы боялся Борис Годунов. Он требовал, чтобы в присяге, которую ему давали бояре, говорилось: «В ястве и питье, и платье или ином чем ему (государю) напасти не учинять; людей своих с ведовством, да и со всяким лихим корнем не посылати». А при царе Михаиле Федоровиче сбор каких-либо трав был запрещен всем под страхом заточения в темницу. Зато сын его, царь Алексей Михайлович, в 1650 году приказал в ночь под Ивана Купала выслать крестьян на пасеки за «сереборным цветом, мятною травою, дягилем и другими целебными травами». Травознаи почти никогда не раскрывали секретов о целебных свойствах трав, о времени сбора, хранили в тайне места, где росли те или иные травы.
Касаясь истории использования целебных растений в народной медицине России, надо отметить, что славяне и другие народи, населявшие территорию Древней Руси, с незапамятных времен для исцеления своих недугов прибегали к помощи различных растений. Наша народная медицина своим многовековым опытом накопила богатый материал по использованию целебных растений. Эти знания в старину бережно передавались из рода в род по наследству и многие из них введены теперь в нашу фармакопею.
На государственном уровне дело сбора и использования лекарственных растений было положено Петром Великим. Когда он, возвращаясь после Полтавской битвы через город Дубны (Полтавской губ.), был поражен богатством местной флоры. Он здесь же учредил походную аптеку и при ней «аптечный огород». Эта аптека для изготовления медикаментов пользовалась почти исключительно местной дикорастущей флорой. После ухода войск с Полтавщины аптека не прекратила своего существования и, начиная с 1730 года, стала обеспечивать довольно значительную часть потребностей казенных больниц. Кроме того, в Лубнах и в селе Жернах были устроены даже сушильни и перегонные аппараты для получения масел.
На Руси, в других древних странах, в частности в Греции, был особый класс людей, называемых ризотомами (по-русски «корнерезы»), которые специально занимались сбором диких растений и приготовлением из них целебных зелий. Кстати, на первой ступени человеческого развития такие собиратели диких растений и целители часто принадлежали к разряду жрецов. В начале нашего века появляется определенный класс врачей, которые занимались сбором целебных растений, приготовлением из них разных препаратов и лечением ими пациентов. В те времена особенно прославился знаменитый римский врач Тален. По его имени второй век н. э. в истории фармацеи называется галеновским. С именем Галена связано также производство так называемых галеновых препаратов, под которыми подразумевается вся совокупность огромного количества сложных наливок, настоек, отваров, настоев, экстрактов и др.
Интересно отметить, что в прежние времена, особенно в XVI веке, а также позднее, медицину без знания ботаники не могли даже себе представить. Поэтому в ботанических сочинениях того времени (Фукса, Бока и др.) описанию каждого отдельного растения сопутствовала глава, называющаяся «сила и действие». В этой главе подробно описывалось, какое лекарственное значение имеет данное растение и какое действие оно оказывает на организм человека при применении его в качестве лечебного средства.
С XVI столетия в теории траволечения появляется особое учение о так называемой сигнатуре, то есть о признаках, по которым можно судить о пригодности данного растения в качестве лекарственного. Представители этого учения полагали, что исходной точкой для отыскания лекарственных средств является форма как растения в целом, так и отдельных его частей. Они полагали, что сама природа придала соответствующим частям целебных растений ту или иную форму для того, чтобы люди могли без особого труда понять скрытые в растении лекарственные силы. Например, по форме листьев печеночницы, напоминающей форму человеческой печени, предполагали, что это растение является целебным против болезней печени. По сердцевидной форме цветов определяли растения, пригодные для лечения заболеваний сердца. Снабженный острыми колючками чертополох считался лечебным при коликах в боку и т. д. Надо заметить, что благодаря этому учению в народную медицину было введено до 8 тысяч растений. Но с течением времени, когда при выборе того или иного растения в качестве целебного стали руководствоваться не формой его частей, а химико-фармацевтическими исследованиями, число этих растений понизилось с 8 тысяч сначала до 300 затем и до 30 видов. Интересно, что в свое время народная медицина усматривала сходство между болезнями и свойствами растений. Чистотел, например, богат оранжево-желтым млечным соком и его употребляли как средство против желтухи. Корни колючего боярышника обладали, по народному поверию, силой извлекать занозы. Лопух, наделенный белым соком, способствует увеличению молока у кормящих матерей. Адиантум черный, который остается сухим в воде применялся в тех случаях, когда лекарство должно было оказывать иссушающее действие. Аройник (змеевик) имеет пестрый стебель, напоминающий змеиное брюхо, поэтому его считали средством, охраняющим от змеиных укусов; полагали, что если потереть корнем растения руки, то змея не укусит.
С XVI столетия в теории траволечения появляется особое учение о так называемой сигнатуре, то есть о признаках, по которым можно судить о пригодности данного растения в качестве лекарственного. Представители этого учения полагали, что исходной точкой для отыскания лекарственных средств является форма как растения в целом, так и отдельных его частей. Они полагали, что сама природа придала соответствующим частям целебных растений ту или иную форму для того, чтобы люди могли без особого труда понять скрытые в растении лекарственные силы. Например, по форме листьев печеночницы, напоминающей форму человеческой печени, предполагали, что это растение является целебным против болезней печени. По сердцевидной форме цветов определяли растения, пригодные для лечения заболеваний сердца. Снабженный острыми колючками чертополох считался лечебным при коликах в боку и т. д. Надо заметить, что благодаря этому учению в народную медицину было введено до 8 тысяч растений. Но с течением времени, когда при выборе того или иного растения в качестве целебного стали руководствоваться не формой его частей, а химико-фармацевтическими исследованиями, число этих растений понизилось с 8 тысяч сначала до 300 затем и до 30 видов. Интересно, что в свое время народная медицина усматривала сходство между болезнями и свойствами растений. Чистотел, например, богат оранжево-желтым млечным соком и его употребляли как средство против желтухи. Корни колючего боярышника обладали, по народному поверию, силой извлекать занозы. Лопух, наделенный белым соком, способствует увеличению молока у кормящих матерей. Адиантум черный, который остается сухим в воде применялся в тех случаях, когда лекарство должно было оказывать иссушающее действие. Аройник (змеевик) имеет пестрый стебель, напоминающий змеиное брюхо, поэтому его считали средством, охраняющим от змеиных укусов; полагали, что если потереть корнем растения руки, то змея не укусит.
Огромный вклад по вовлечению в народную медицину лекарственных растений внесли монахи, для которых, где бы они ни находились в кельях или монастырях, дикоросы зачастую были и одним из основных источников питания и бесспорно главным источником лекарственных средств. Особым вниманием монахов пользовались растения, способные не только лечить, но и повышать тонус организма. Такую способность, например, монахи давно открыли в дягиле и включили это растение в секретную рецептуру приготовления из него ряда напитков, которыми всегда славились монахи всего мира. Монахи-бенедиктинцы приготовляли знаменитый ликер бенидиктин, одной из составных частей которого был дягиль. Дягиль шел также на приготовление вермута и ряда других напитков.
Многовековый опыт народной медицины и исследования современной научной медицины показывают, что в лечебной практике целесообразно применять не только отдельные, выделенные из растения вещества, но и все растение целиком или отдельные его части.
В наши современные фармакопеи входит около 150 растений, применявшихся еще врачами и народными целителями древности. Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельченных растений или извлечения из них действующих веществ путем их обработки, получения настоев, отваров (декотов), настоек (тинктуры), вытяжек (сок) и сгущенной вытяжки (экстракт). В качестве растворителей при этом в народной фитотерапии чаще всего применяется вода, спирт, водка, пиво, уксус, вино, мед, масло, молоко и молочная сыворотка многих молочных животных и др. Как наружные средства лекарственные растения используются в народной медицине для приготовления отваров и настоев для ванн, мазей, компрессов, обтираний, прикладывания отдельных частей растений к больным местам на тело человека. Именно фитотерапия в народной медицине многих стран была и остается основным видом лечения, т. к., растительный мир, особенно в прошлом, предлагал человеку обширный и доступный ассортимент лекарственных средств, в то время, как лечебные средства минерального и животного происхождения намного уступали им. Ученые полагают, что даже сейчас, после исчезновения с лица Земли многих видов растений, насчитывается не менее 10—12 тысяч видов их лекарственных собратьев.
Нашей же народной и официальной медициной в настоящее время используется около 300—400 видов, а в государственную фармакопею России включено не больше половины от них. Работа по расширению этого списка ведется, но, как полагают некоторые ученые, носит она односторонний характер. При изучении фармакотерапевтической ценности лекарственных растений отбираются для нужд официальной медицины и культивирования только те из них, которые могут служить сырьем для химико-фармацевтической промышленности, для извлечения из них действующих веществ. В то же время, многовековые наблюдения по непосредственному применению растений в народной медицине пока еще используются далеко не полностью. А ведь опыт народной медицины по использованию лекарственных растений огромный, он насчитывает многие тысячелетия, во всяком случае не менее 8—10 тысяч лет. Первые письменные сведения об этом ученые относят к шумерам, жившим на территории современного Ирана 8 тысяч лет назад. Но ясно, конечно, что растения использовались человеком в лечебных целях и до возникновения письменности. На протяжении всей истории человечества постоянно шел процесс вовлечения в народную медицину все новых и новых растений и наши довольно древние предки применяли сотни лекарственных растений. Например, жители Древнего Вавилона использовали корень солодки, льняное семя, дурман, белену и другие растения. Более того, они вывозили эти растения в другие страны. Кстати, именно вавилоняне первыми стали заготавливать, растения впрок путем их сушки. К этому же периоду относится и появление садов лекарственных растений. От вавилонян и ассирийцев сведения о целебных растениях проникли в Египет, где еще 4 тысячи лет до н. э. появилось нечто подобное фармакологии с описанием применявшихся тогда растений.
Нашей же народной и официальной медициной в настоящее время используется около 300—400 видов, а в государственную фармакопею России включено не больше половины от них. Работа по расширению этого списка ведется, но, как полагают некоторые ученые, носит она односторонний характер. При изучении фармакотерапевтической ценности лекарственных растений отбираются для нужд официальной медицины и культивирования только те из них, которые могут служить сырьем для химико-фармацевтической промышленности, для извлечения из них действующих веществ. В то же время, многовековые наблюдения по непосредственному применению растений в народной медицине пока еще используются далеко не полностью. А ведь опыт народной медицины по использованию лекарственных растений огромный, он насчитывает многие тысячелетия, во всяком случае не менее 8—10 тысяч лет. Первые письменные сведения об этом ученые относят к шумерам, жившим на территории современного Ирана 8 тысяч лет назад. Но ясно, конечно, что растения использовались человеком в лечебных целях и до возникновения письменности. На протяжении всей истории человечества постоянно шел процесс вовлечения в народную медицину все новых и новых растений и наши довольно древние предки применяли сотни лекарственных растений. Например, жители Древнего Вавилона использовали корень солодки, льняное семя, дурман, белену и другие растения. Более того, они вывозили эти растения в другие страны. Кстати, именно вавилоняне первыми стали заготавливать, растения впрок путем их сушки. К этому же периоду относится и появление садов лекарственных растений. От вавилонян и ассирийцев сведения о целебных растениях проникли в Египет, где еще 4 тысячи лет до н. э. появилось нечто подобное фармакологии с описанием применявшихся тогда растений.
С древних времен наши предки пытались усилить лечебное действие на организм той или иной лекарственной травы, в частности путем использования не одной травы, а в комбинации с несколькими другими. Опытным, а в новое время и научным путем были подобраны такие сборы, которые обладают более сильным лечебным эффектом, чем каждая из входящих в них трав в отдельности. Обращая внимание на те или иные особенности больного, при составлении сбора подбираются те травы и в такой пропорции, которые наиболее эффективно действуют именно на этого человека, вернее на его недуг.